Во время Второй мировой войны Гданьск, как и многие другие польские города, испытал значительные разрушения. Морской город, который всегда славился своим портом и побережьем, был практически уничтожен. Несмотря на сложные разрушения, Гданьску удалось восстать из военного пепла и заново обрести популярность среди поляков и гостей города, пишет сайт gdanskyes.eu. В этом материале благодаря воспоминаниям жительницы Свободного города Ванды Эвертовской мы расскажем о том, каким был город в послевоенные годы.
Предыстория
Ванда Эвертовская родилась в 1932 году в Гданьске. Она была первым ребенком молодой польской пары Алойзи и Гертруды Свиньярской. В довоенном Свободном городе ситуация с собственным жильем была сложной. Мало кто мог себе позволить сразу после женитьбы приобрести квартиру. Поэтому родители Ванды арендовали квартиру.
Отец девочки работал на местной почте. В то время это была довольно престижная и хорошо оплачиваемая работа. Однако из-за плотного графика Алойзи преимущественно был гостем дома. Ванда напоминает, что отец неплохо зарабатывал, поэтому мог откладывать средства на собственное жилье. Во время отпуска Алойзи также не бывал дома, ведь все свое свободное время уделял польским организациям. Ездил на военные выучки. Тогда Ванда не подозревала, почему отец активно участвует в общественной жизни Польши, однако, вероятно, он уже тогда что-то чувствовал.
С началом Второй мировой войны Алойзи был арестован на его рабочем месте. Его жена с двумя детьми приняла решение уехать из Гданьска куда-нибудь в более безопасное место. В 1940 году Ванда возобновила свое обучение в школе. Ей. как и многим польским детям, пришлось учиться под сирену и воздушные налеты.
Разрушенный Гданьск
В мае 1945 года Ванда вместе с мамой и братом вернулись в родной город. Гданьск было трудно узнать. Город был полностью разрушен, вокруг были только развалины. Однако в Гданьск вернулись многие жители, которые были вынуждены выехать из-за Второй мировой войны. Они были готовы восстанавливать родной город. Так что постепенно оно наполнялось жизнью.
Ванда возобновила свою учебу в местной школе. Однако атмосфера была напряженной, ведь девушку там оскорбляли и называли немецкой свиньей. Также послевоенный период был сложным для эвертовских семьи из-за того, что в городе вспыхнула эпидемия тифа. Им заразилась мать Ванды.

В 1946 году в семью девушки вернулся отец из концлагерей. Он продолжил работу на местной почте. Следующие годы семья и дальше продолжала слоняться по арендованным квартирам, ведь собственной еще не было. Также в результате войны были уничтожены практически все их вещи, которые остались в предыдущем доме. В 1950 году семья Эвертовских приняла решение переехать в Орунь. Там им выделили квартиру в разрушенном доме, который впоследствии отремонтировали при поддержке местной почты.
После переезда жизнь семьи Эвертовских постепенно начала налаживаться. Однако еще многие жители Гданьска не могли привыкнуть к новой реальности. Их жизнь еще долго не могла нормализоваться. Они не имели, где жить, а также где работать.
В послевоенные годы было восстановлено много зданий по упрощенным проектам, поскольку основной акцент делался на обеспечении жильем большого количества людей. Также Гданьск начал активно развиваться как промышленный центр. В этот период в городе построены новые корабельные, химические заводы и другие предприятия. Это способствовало быстрому экономическому росту города. Реставрация Гданьска стала своеобразным экспериментом в области архитектуры. Часть города была воссоздана в стиле, близком к историческому, а другая часть была застроена современными жилыми массивами.